История

Муниципальное унитарное предприятие «Якутская пассажирская автотранспортная компания»

Днем рождения предприятия считается 1 декабря 1955 года. Именно с этого времени автобусный парк отделился от Якутской автотранспортной конторы  под названием «Якутское пассажирское автохозяйство» — ЯПАХ.

История автобусного движения в городе Якутске началась гораздо раньше.   Было время, когда автомобильный и гужевой (конный) транспорт находились в ведении Совета Министров ЯАССР.

Первоначально часть территории  ЯПАХ располагалась на улице Чернышевского.  С начала 70-х годов предприятие переехало на ул. Автодорожную, 11, объединившись  с Авторемонтными мастерскими, часть которых еще долго оставалась на улице Авиационной,5.

В ЯПАХе имелись не только автобусы,  но и легковые автомобили (М-20) и, так называемые,  «грузотакси» ГАЗ-51. Филиалы предприятия имелись также в Ленске и Алдане.  По городу курсировали автобусы марки ЗИС-155, позднее ПАЗ-651, ЗИЛ-158.

Шли годы. Предприятие росло, развивалось.  Менялись марки автобусов. ПАЗы, ЗИЛ-158 вытеснялись ЛиАЗами, прозванными в народе «сараями», ЛАЗами-(туристами), ИКАРУСами.  К середине 80-х годов  Якутское пассажирское автотранспортное предприятие № 1  объединяло 16 филиалов  во всех концах республики.

Наиболее интенсивно стало  развиваться   предприятие  с приходом в 1984 году нового директора Рожкова Ю.И.

Строились стояночные гаражи, производственные помещения для ремонтных работ, автоматическая мойка. Но наиболее значимым в социальном плане было строительство благоустроенных квартир  для работников предприятия.  Так называемым «хозспособом» было построено 96 благоустроенных квартир, общежитие на 148 мест, магазин с холодильным складом, в 2001 году стояночный гараж на 60 автомашин.

Предприятие имело собственный детсад, ясли, медпункт, зубоврачебный кабинет, столовую, парикмахерскую, подсобное хозяйство, магазин с холодильным складом. К услугам работников всех автотранспортных предприятий, входивших в состав Якутского транспортного управления,   были также ведомственный пионерский лагерь, санаторий-профилакторий,  поликлиника.

Осенью работники предприятия обеспечивались мясом, рыбой, овощами и другими продуктами по ценам ниже рыночных.  Работники, проживавшие в неблагоустроенных домах,  обеспечивались подвозом питьевой  воды, угля, дров. Предприятие содействовало в приобретении земельных участков, получению ссуды, а также в решении многих бытовых проблем.

Если когда-то предприятие выпускало на линии города до 200 автобусов в день, выполняя 18 городских,  7 пригородных, 4 дачных маршрута, то  в настоящее время      70 автобусов МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» обслуживают  7 пригородных, 2 городских и 3 дачных маршрута. Однако в планах администрации города Якутска – дальнейшее развитие муниципального транспорта.

Основные рабочие профессии на предприятии это: водитель автобуса, слесарь по ремонту автомобилей, кондуктор.

Водитель автобуса должен иметь категорию «Д». Водитель автобуса -это одна из самых престижных и высокооплачиваемых рабочих профессий. Ежегодный отпуск водителей составляет не менее 64 календарных дней. Профессия водителя требует крепкого физического и психического здоровья.

Слесарь по ремонту автомобилей – одна из самых востребованных в настоящее время профессий. Специализация слесарей по ремонту автомобилей: слесарь-моторист, слесарь-кузовщик, агрегатчик, шиномонтажник, топливщик, автоэлектрик, слесарь по ремонту пневмооборудования. Кроме того, есть вулканизаторщики, аккумуляторщики, кузнецы, электрогазосварщики. Одна из самых востребованных профессий –профессия токаря. На предприятии обычно бывает 1 или 2 токаря.

По результатам аттестации рабочих мест в зависимости от тяжести труда рабочие обеспечиваются бесплатным молоком, им устанавливается укороченный рабочий день, а также надбавка к заработной плате и дополнительный отпуск за вредность.

Кондуктор – (название профессии происходит от английского слова to conduct –сопровождать)- одна из ключевых профессий автобусных, троллейбусных и трамвайных предприятий. От добросовестной работы кондуктора зависит финансовое состояние предприятия. Основная задача кондуктора — обеспечение полноты сбора денежной платы за проезд в автобусе. Кондуктор должен знать тарифы за проезд (а они разные на каждом маршруте и на каждом отрезке пути), уметь пользоваться платежными терминалами.  Кондуктору требуется хорошая физическая подготовка, быстрота, хорошая зрительная память. От кондуктора требуется вежливое и внимательное отношение к пассажирам. Кондуктор должен  уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Директорами предприятия в разное время были: Коршунов Иосиф Алексеевич, Копылевич Иосиф Соломонович, Рабинович Владимир Соломонович, Виноградов Александр Константинович, Андросов Валентин Семенович, Рожков Юрий Иванович, Сокрут Анатолий Семенович, Фаст Евгений Николаевич, Чирков Анатолий Вениаминович, Антипин Александр Анатольевич. В настоящее время директором  МУП «ЯПАК» является Домотов Валерий Афанасьевич

.

Коллектив предприятия гордится своими ветеранами,  навечно вписавшими свои имена в историю предприятия: кавалером ордена Ленина водителем автобуса Кондаковым Федором Лазаревичем, Почетным гражданином города, заслуженным работником народного хозяйства, кавалером многих орденов и медалей водителем бригады № 5 Самыровым Афанасием Васильевичем, водителем автобуса, полным кавалером орденов Трудовой Славы Марженаковым Степаном Павловичем, ветеранами Великой Отечественной войны Антипиным Михаилом Григорьевичем, Шаталовым Яковом Марковичем, Акуловым Василием Никитичем, Будаловым Иваном Александровичем, Сваловым Анатолием Куприяновичем, Шалгаевым Василием Романовичем и многими, многими другими.

До сих пор продолжают работать ветераны, передовики производства, живая история предприятия —  водители Леваковский Василий Филиппович, Мерзлов Юрий Григорьевич, Кулаков Михаил Николаевич, Ганин Виктор Николаевич и многие-многие другие.

[contact-form-7 404 "Not Found"]